Лидер – это тот, кого слушают. Но для того, чтобы вас слушали, нужно уметь слышать и слушать других.

 

О себе

Я начинала работу в компании Nestle, в отделе по работе с потребителями, работа была интересна потому, что мы вводили на рынок такие понятия, как мерчендайзинг, технику продаж и так далее. Мы были пионерами в этой области, но было легко, так как не было конкурентов. Чуть позже я перешла в отдел продаж, но в 2007 году была открыта позиция менеджера по обучению в продажах, эту позицию предложили мне и так началась моя карьера бизнес-тренера. В нашей компании проводится множество тренингов, как по технике продаж, так и по менеджменту и управлению персоналом. Построение команды меня интересует потому, что одной из опор эффективного и успешного бизнеса является как раз умение управлять людьми и командой.

 

Кто такой лидер?

Не думаю, что понятие лидерства десять лет назад, три века назад и сегодня, чем-то отличаются. Суть всегда остается прежней, лидер – это человек, за которым хочется идти, человек с харизмой, человек которому ты доверяешь и с которым интересно идти к поставленной цели.

Доверие, это то, что нужно заслужить, и тут уже начинается работа лидера над собой. Здесь важно уметь строить отношения между руководителем и сотрудниками. Иногда руководитель может быть и лидером команды, но по большей части их отличает то, что лидер ориентирован на человека, а руководитель на результат. И если человек хочет, чтобы его признавали, как лидера, он должен уметь видеть в каждом из своих сотрудников индивидуальность, уметь раскрывать его потенциал и уметь использовать его сильные стороны.

То же самое относится и к людям, которых они ведут – вне зависимости от поколений, суть команды и построения команд остается той же. Есть люди, умеющий брать на себя ответственность, а есть те, которые нет. Первые становятся лидерами, а вторые формируют общество, которое этих лидеров выбирает.

Есть руководители, претендующие на звание лидера и пытающиеся доказать что-то окружающим. Но как правило, это говорит о его низкой самооценке.

Все люди разные, у каждого свое виденье и понимание мира, кто-то придумывает одну культуру, кто-то другую и только лидеры могут проталкивать свое видение так, что его примут. И оно в конечном итоге становится общепринятым и люди начинают верить в эту систему. А на самом деле, все субъективно, то, что мы считаем объективной константой, когда-то было придумано какими-то людьми. Каждый из нас может вывести свое видение мира в массы, главное захотеть.

Лидерские качества нужны только в том случае, если вы понимаете, чего вы хотите, осознаете ли, что для вас важно на самом деле. Если вам важно вести за собой кого-то или получить признание, как лидера, то да, вам нужно развивать лидерские навыки. Но есть люди, которые работают в одиночку и им не важно идут за ними или нет, отвечают только за себя, им не важны лидерские качества. Если вы выбираете первый путь, то там не просто можно, там крайне необходимо работать над определенными навыками.

 

Как стать лидером?

Тренинги мастер классы и семинары не способны изменить человека и сделать из него лидера за пару посещений. Здесь все зависит от того, насколько человек готов меняться. Если у вас есть желание расти, тренинги помогают выбрать направление и видеть куда и как идти. Есть очень много литературы по этой теме, есть много успешных людей, за жизнью которых можно наблюдать. Не обязательно брать известных людей, такой человек может работать рядом с вами, и глядя на его работу, поведение, манеру общаться, вы можете развивать в себе лидерство на живом примере.

Лидер – это тот, кого слушают. Но для того, чтобы вас слушали, нужно уметь слышать и слушать других. Потенциальный лидер должен быть наблюдательным и внимательным, понимать психологию человека, он должен узнавать и определять индивидуальность, и эксклюзивность сотрудников, он должен уважать любой уровень работы – будь это уборщица или начальник отдела. И основное – это умение из группы людей создать команду, смотивировать людей на работу.

При командной работе очень важно иметь лидера, так как он берет на себя ответственность за выполнение работы и достижение цели, он работает над сплоченностью. Если рассматривать организации будущего, где якобы нет лидера, все сводится к тому, что каждый из участников, хотя бы на время становится лидером – невозможно обойтись без человека, который ведет команду. Кроме того, одно из важных качеств лидера – умение быть исполнителем. Только стоя на одном уровне со своей командой, имея компетенцию в их задачах, он будет уважаемым и за ним будут идти.

Есть руководители, претендующие на звание лидера и пытающиеся доказать что-то окружающим. Но как правило, это говорит о его низкой самооценке, уверенный в себе человек, не будет доказывать и навязывать. Это говорит о недостатке опыта и тут нужно развивать себя.

 

Как создать эффективную команду?

Чтобы команда была эффективной, нужно набирать профессионалов своего дела, пожалуй, это самый универсальный метод. Во-вторых, обязательно нужно развивать их потенциал и здесь очень сильно помогает коучинг, это тот процесс, который помогает направлять штат в нужное русло, помогать им реализовывать их потенциал. Здесь нет четкой команды, что сотрудник должен сделать для достижения той или иной цели, а он сам решает, как ему работать и организовывать работу компании. К сожалению, в Узбекистане коучинг не развит на должном уровне. Возможно он пока не широко известен на нашем рынке и, наверное, его пора развивать и здесь – у нас пока мало профессиональных коучеров, но это именно тот процесс, который позволит освоить навыки управления.

Не обязательно учиться коучингу и становиться профессионалом в этом деле, достаточно применять коучинговый подход – для этого у нас проводят тренинги и сессии, можно обучаться в сети, главное желание.

К сожалению, или к счастью, у нас нет единых стандартов, под которые можно было подогнать всех людей и создать универсальную и хорошую команду. Кроме того, большинство людей хотят, чтобы давали им, чтобы их ценили. Но если каждый из нас, будь то сотрудник, лидер или кто-то еще, задаст себе вопрос – а что мы можем дать команде, работе, руководителю, окружающим, требовать и мучиться над тем, что что-то идет не так, не придется. Потому что если вы отдаете, то вы будете получать.

Еще одним командообразующим пунктом, должны быть ценности компании – они определяют ее цель и задачи. Сотрудники должны понимать, ради чего они работают и чего хотят добиться, без этого понимания, они просто будут стоять на месте. И чтобы он двигался, нужно показать ему куда, и для этого в том числе, нужны ценности компании. И важно, чтобы его внутренние ценности совпадали с вашими. И рано или поздно, человек уйдет из компании или есть вариант, перейти в другую область в этой же компании. То же относится и к традициям – они объединяют людей, сплачивают их. Но лидер должен уметь общаться с каждым сотрудником, чтобы понимать, нужны ли им эти традиции и сможет создать то, что будет близко коллективу по духу.

Думаю нет большой разницы между командами, которые вы строите, вне зависимости от того команда это футболистов или бухгалтеров – это не важно. Но тут важно, чтобы руководитель очень хорошо знал специфику работы команды, которой он управляет.

Не обязательно прибегать к тренингам, как к методу повышения эффективности. Важно, чтобы человек не стоял на одной точке и стремился к развитию. Вы можете дать человеку задачу чуть сложнее, чем он делает обычно, из его же сферы, но другого уровня или направления. И если он хочет расти, он будет искать способ ее выполнения.

Что касается мотивации – мотивировать людей нужно регулярно, но каким образом это делать, зависит от того, какие ценности у вашего сотрудника. Кому-то важно зарабатывать, а кому-то необходимо построить карьерную лестницу. И чтобы определить его ценности, вам опять же, нужно общаться с людьми. А если человек не открывается вам, нужно развить навыки коммуникации – скорее всего вы неправильно общаетесь с людьми.

 

Специфика Узбекистана

В нашей стране имеет место свое значение и менталитет. Впрочем, это актуально не только для нашей страны, но и для всех стран в целом. У нас есть свои традиции и манеры, свойственные нашему народу, и они так же переходят и в рабочие отношения. Но это нельзя назвать спецификой работы в команде, или моделью управления. Но тем не менее, это то, что учитывают люди, приезжающие к нам на работу из других стран, и именно они и подмечают эти детали. Да и в общем, на работу это никак не влияет.

Share this post

Оставить комментарий